Есть такое правило, или даже феномен. Он изучен и часто применяется в качестве примеров лекторами: когда покупаешь машину, например, зелёного цвета, сразу замечаешь, что вокруг очень много машин зелёного цвета. Точно также и я, собираясь написать пост про 2 дня в Барселоне, устал уже читать бесконечные тексты, заметки и впечатления об этом городе от своих знакомых, друзей и просто в сети.

С одной стороны, это плохо: все пишут одно и то же, и зацепить своего читателя сложно. С другой стороны, все пишут одно и то же, и есть возможность зацепить своего читателя! Поэтому вот вам – Барселона без соплей. Я не буду наматывать на кулак эти бесконечные восторги по поводу Гауди, Рамблы, умиления Барселонеттой и прочую слюнявую муть. Это вы и так уже читали. Будет что-нибудь ещё.

Что-нибудь ещё
Что-нибудь ещё

Для начала – выбирайте время для поездки с умом. Я был в середине июля, и не стоит повторять этой ошибки. Поверьте, наслаждаться архитектурой Барселоны в +38 – удовольствие так себе. Наматывать километры пешком, когда нагретый солнцем тротуар плавит подошвы – тоже. Да и метро в Барселоне не спасёт от жары: там очень душно, и движение воздуха есть только тогда, когда из туннеля гонит поток приближающийся поезд. Жара подрывает выносливость, и после дневных усилий наслаждаться знаменитой ночной жизнью уже нет желания: хочется только в душ и пить холодную каву. Опытные люди говорят, что лучше планировать поездку на конец осени-раннюю зиму, но до рождества. Нет причин не верить. Кроме того, прогулки по Барселоне лучше совершать вдвоём или одному. И лучше без детей. Не спешите вешать на меня ярлыки детофоба: реально Барселона – тот город, по которому надо много ходить пешком. А детям это сложно, ведь устают они гораздо быстрее. Но если так выпало, что вы в Барселоне вместе со своими отпрысками, обязательно посетите Музей науки. Отличное место, где своими руками можно запускать процессы, вертеть ручки, нажимать кнопки и воспроизводить физические и химические опыты, наглядно наблюдать законы этих сложных наук и вообще – вволю оттянуться.

Музей науки: тропический лес под крышей
Музей науки: тропический лес под крышей
Музей науки: маятник Фуко
Музей науки: маятник Фуко

На мой взгляд, Барселона – это тот город, по которому нужно ходить без карты. Вот просто встать на тротуар и идти вдоль улицы, потом свернуть на другую, перейти бульвар и уткнуться в какое-нибудь сумасшедшее строение. И только после этого достать карту и понять, что это и где вы находитесь. И больше смотреть по сторонам, наблюдая за каталонцами, а в большей степени – за туристами, потому что, если верить статистике, в этом городе проживает 1,6 миллиона человек, а ежегодно посещает более 16 миллионов туристов. Нет, конечно, я выполнил обязательную программу: обошел по кругу Саграду Фамилию, посмотрел на знаменитый дом Гауди (один из двух самых знаменитых),

Один из двух самых знаменитых домов Гауди - Бальо
Один из двух самых знаменитых домов Гауди – Бальо

прошёл по Рамбле и посетил Готический квартал. И теперь могу передать вам опыт и напутствия: всё это ерунда. Кроме разве что Саграды. Она впечатляет.

Впечатляет
Впечатляет

Готический квартал – обычный лабиринт средневековых улиц, превращенный просто в торговые ряды сувенирных лавок. Клянусь вам, старый город Таллинна ничуть не уступает по колориту. А медина Марракеша в разы превосходит.  Рамбла – всего лишь широкая улица, заполненная тысячами туристов и тысячами продавцов бесполезной и бессмысленной мишуры. Уверен, что реальные жители Барселоны бывают там только в случае крайней необходимости, а перед этим крестятся на ближайший храм и возносят короткую молитву. И раз уж мы виртуально пошли по Рамбле, то самым сильным разочарованием для меня стало посещение знаменитого рынка Бокерия.

Вход на рынок Бокерия
Вход на рынок Бокерия

Естественно, мне, как кулинару добра и как человеку, не лишённому интереса к еде, написано было на роду посетить барселонский рынок. Однако, прислушавшись к внутреннему голосу разума и почитав наполненные розовыми соплями восторженные отзывы в интернете, я понял, что с Бокерией «что-то не так». Ну вы же понимаете, белорус за километр чувствует «дажынкi», а от Бокерии показухой так и несёт.

IMG_0407
Показуха!

Поэтому я решил поехать на другой городской рынок – Сан Антонио. И что бы вы думали? Коварные каталонцы закрыли его на реконструкцию.

Тотальная реконструкция
Тотальная реконструкция

Так что пришлось всё же идти на глянцевую Бокерию. Пешком там ерунда, минут сорок по колоритнейшим улочкам арабского квартала, где как раз-таки туристов не очень много, зато много настоящей живой жизни. Даже жалко было, что путь оказался таким коротким.

Как я и предполагал, Бокерия меня не разочаровала. То есть она не разочаровала меня в моих ожиданиях увидеть показушную и причесанную картинку, которая так же похожа на реальную жизнь, как фотографии отфотошопленных красоток в рекламе парфюма похожи на продавщиц ближайшего «Евроопта». Тысячи и тысячи туристов, движение между рядами такое, что впору ставить регулировщика с полосатым жезлом, а ценники на товар наводят на мысль «не надо было открывать вторую бутылку кавы, а то двоится в глазах». А я ведь еще и первую-то не открыл, потому что утро. IMG_0404

IMG_0410 IMG_0409Конечно, всё выглядит красиво, рыбные ряды вообще способны ввести в транс неподготовленного белоруса разнообразием отрядов, родов и видов ихтиологической направленности. И размерами экземпляров.

Рыба, клянусь
Рыба, клянусь

Хамонные лавки так и напирают, фруктовые ряды заманивают, а мясные прилавки скалятся зубами бараньих голов.

Бараньи головы и что-то другое. С другой стороны барана
Бараньи головы и что-то другое. С другой стороны барана

Но цены! Я вам клянусь, на Комаровке и то меньше. А я ведь даже иногда горжусь, что это один из самых дорогих рынков к западу от Уральского хретба (Папа, познакомься, это мой парень, я пригласила его к нам на воскресный обед.  – Пошёл вон, дармоед! – Но папа, он каждую субботу совершает покупки на Комаровке! – Прошу, прошу к столу! Всегда рад дорогому гостю).

Ничего я на Бокерии не купил. Только щупальца осьминога, потому что уж очень они аппетитно выглядели.

Щупальца осьминога
Щупальца осьминога

Ну еще черешню. Сын попросил, а против такой просьбы сердце любящего отца не каменное (2 Евро стакан всего, главное не переводить в белорусские рубли в уме). Ну и ещё финик, фаршированный грецким орехом. Питаю неосознанную любовь к финикам, и ошибочно решил, что полтора евро – это за 100 граммов. Оказалось за штуку. Зато вкусный, сука.

Когда выходишь из Бокерии, прямо напротив на балконе второго этажа зазывно поднимает подол платья смотрительница эротического музея в образе Мерилин Монро.

Всё фальшивка!
Всё фальшивка!

И это как бы ставит логическую точку в ряду «казаться, а не быть». Поэтому я плюнул на всё и решил посетить настоящий барселонский рынок, куда ходят именно жители города. Во время прогулок по улицам столицы Каталонии приметил один такой, и решил двинуть туда. Боже, какая разница! Как будто в долгой очереди в парикмахерской ты сидишь на диване, и напротив телевизор, залипший на канале НТВ. И тут раз – оказывается, ты всё-таки взял с собой электронную книгу! Вот такие эмоции охватывают, когда переступаешь порог рынка La Concepcio после прогулок по Бокерии.

Настоящий рынок для местных, а не для туристов
Настоящий рынок для местных, а не для туристов

От нахлынувших чувств даже забыл фотки сделать внутри, а зря. Там на рыбных рядах такие профессионалы работают, что лично я стоял открыв рот полчаса, пока наблюдал, как они разделывают рыбу. Ножи размером с противень для выпечки хлеба, а орудуют ими как фокусники. Красота!

Продавщица с ножом
Продавщица с ножом

И всё остальное не подкачало: и мясо, и фрукты-овощи, и хамоны с сальчичонами. В общем, используй то, что под рукою и не ищи себе другое.

Отдельная тема в Барселоне, которая мне как жителю Минска и любителю езды на велосипеде, была как нож в сердце. Речь идёт об организации движения для велосипедистов. Это просто мечта! На каждой улице, прямо на проезжей части, выделена велодорожка. Не просто намалёвана краской на асфальте, отмечена соответствующей разметкой, специальными выступающими элементами и снабжена велосветофорами. IMG_0451 IMG_0456Кроме того, повсюду есть специальные велопарковки.

Велопарковка. Кто не верит - смотрите на знаки!
Велопарковка. Кто не верит – смотрите на знаки!

Никто несчастных велосипедистов не загоняет на тротуары, не заставляет переходить через дорогу с великом в руках, как это записано в наших идиотических ПДД, и не навешивает ярлык людей второго сорта.

Вот едет счастливый каталонец, человек не второго сорта
Вот едет счастливый каталонец, человек не второго сорта

А власти Барселоны действительно пытаются стимулировать своих жителей пересаживаться на велосипеды, чтобы разгрузить улицы от автомобилей и снизить нагрузку на общественный транспорт. Для этого в 2007 году стартовал проект Viu BiCiNg: сервис дешёвых прокатных велосипедов по всей Барселоне.

Велостанция
Велостанция

В момент страта в программе участвовало 750 велосипедов, расположенных на 50 станциях. Уже в 2012 году количество велостанций увеличилось до 420, а велосипедов – до 6000. Сейчас рабочих велостанций – 465, а статистику по велосипедам мне найти не удалось. Но активно развивается электронаправление, то есть велосипеды с электроприводом. Какой принцип работы и механизм аренды байков? К сожалению, для туристов эта тема закрыта, доступна только для тех, у кого есть регистрационная карта жителя города. С этой картой в ближайшем офисе Viu BiCiNg можно заключить договор на год, это стоит 47,16 Евро за весь период, или помесячно – 4 Евро в месяц. После этого выдается пластиковая карта с чипом. Приложив карточку к электронному «столбу» на велостанции, можно взять свободный велосипед – он будет обозначен зелёными светодиодами вместо красных, и освободится от электронного замка.

Сюда прикладывают карточку
Сюда прикладывают карточку

30 минут поездки – бесплатно, затем следующие 2 часа тарифицируются по 0,74 Евро за каждые полчаса, то есть 2,96 Евро за два часа. После этого идет следующий тариф – 4,49 Евро за час. Однако при таком обилии велостанций можно каждые полчаса менять велосипед на новый и ездить бесплатно столько, сколько нужно (не считая абонентской платы). Для того, чтобы количество велосипедов на парковках было примерно одинаковым, специальные грузовички с прицепами перевозят байки с переполненных парковок на пустые.

Грузовичок перевозит велосипеды
Грузовичок перевозит велосипеды

Кстати, все велосипеды застрахованы, и в случае поломки транспорт можно просто оставить на ближайшей станции, сообщив об этом по единому телефону или через приложение для смартфона. Таким образом, в распоряжении барселонцев есть отличный городской транспорт по цене всего 4 Евро в месяц. А ездить на велосипеде по этому городу – просто фантастика. Возможно, даже лучше, чем по Амстердаму. Ну не хуже точно. Если бы я жил в Барселоне, то для меня выбор способа передвижения по городу сразу понятен.

Ну и раз уж я затронул этот вопрос, то хотел бы я жить в Барселоне? В текущей ситуации – нет. Предвижу негативные эмоции некоторых читателей, но Барселона, при всех приятных сторонах, не произвела на меня гипнотического впечатления. Слишком туристический город. Усилия, направленные на пропаганду Барселоны для туристов, явно не прошли даром. И я отчасти понимаю коренных жителей, которые уже борются за уменьшение количества приезжих. Новый мэр Барселоны Ада Колау принялась наводить порядок довольно жёсткой рукой: приостановила выдачу лицензий на строительство отелей сроком на год, а также ввела запрет на сдачу квартир туристам. Мотивируя, что туристы должны селиться только в гостиницах и не мешать спокойной жизни горожан. Правда, квартиры всё равно сдают, только цены поползли вверх: арендодатели закладывают свои риски в цену. А туристов меньше всё равно не становится. Так что не мой это город, как и Рим, который тоже показался слишком ненастоящим. А вот Париж пришелся по душе, как и Вена, от которой я в восторге. А больше всего мне понравился Мюнхен.

Так что не плачь по мне, Барселона! Да ты и не будешь)))

Don’t cry for me, Barcelona!

Post navigation


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *